Автомобильная тема современных многоколёсников нами уже затрагивалась в статье про шестиколесный суперкар Covini C3A, а также про машины шейха Хамада — шестиколесный «Черный паук» и восьмиколесный «Белый Паук».
Теперь, благодаря strangernn, есть возможность узнать об увлечении людей многоколесниками еще на заре автомобилестроения.
Появление в начале прошлого века массовых пневматических шин в современном понимании этого слова (первая гонка-презентация — 1895 год) стало настоящим прорывом в автомобилестроении.
Если до этого момента выбирать приходилось между монолитной резиной, которая для легковых машин подходила слабо и простыми надувными кольцами, не очень подходящими для передачи тяги, да и просто ненадежными, — то с, примерно, 1905-1908 годов монолитная резина стала на легковых машинах уже совсем не комильфо.
Но вот беда, тогдашние шины были радикально ненадежны с одной стороны, а с другой — по дорогам многочисленные лошади щедро рассеивали гвозди из подков. Наверное, современным автомобилистам даже трудно будет представить, что межремонтный пробег надувной шины в те года редко превышал 50-100 километров, а через пять-семь сотен их уже приходилось выбрасывать по износу.
В сочетании со всевозрастающими скоростями автомобилей сочетание выходило опасным. Лопнувшие на полном ходу шины становились причиной тяжелых аварий с человеческими жертвами, ведь устойчивостью тогдашние авто не страдали, а о пассивной безопасности производители еще даже и не задумывались. Слова такого не было. Однако, они не задумывались, а людям, понятное дело, биться не хотелось. И одно из самых простых, но зрелищных решений предложил в 1910-11 годах некий мистер Милтон Ривз (Milton Reeves).
Он, просто-напросто, продублировал все колеса серийного автомобиля Overland. Чем его решение лучше двускатной шины я не понимаю, — возможно, тут дело в дополнительных узлах подвески, улучшающих плавность хода, но решение у него вышло зрелищное, этого не отнять. И — безопасное, ведь разрыв любой шины не приводил к аварии, так что гонять на таком авто можно было гораздо спокойнее, чем раньше. Собственно, его Octoauto таки рекламировался — «самая комфортабельная и безопасная езда в мире». И я даже готов поверить, что он был прав.
Мистер Ривз много (и таки безопасно) колесил по США на своем детище, неизменно вызывая бурный интерес, но продать свое изделие не смог. То ли американцы просто не рискнули покупать такую экзотику, то ли их отпугнул головокружительный по тем временам ценник — за машинку конструктор хотел $3200, почти в семь раз больше, чем за «жестянку Лиззи», и раза в полтора больше, чем за роскошный автомобиль классического типа. Ну, и плюс к тому, вторая ось была неуправляемой, что несколько снижало оценку машины, особенно, если в городе а не шоссе. Поворачивать сложно.
Есть у меня сомнения и в проходимости на грунте — ведь из всех восьми колес мотор крутил только два, которые на третьей оси, — и ведь они даже от вывешивания не защищены никак, получается. Можно здорово застрять.
Sextoauto, младший брaт Octoauto
Однако, конструктор не сдался, и в 1912 году выкинул мешающую вторую ось! Получилось уже Sextoauto, за которое он захотел, видимо с учетом понесенных расходов, уже целых $4500, что энтузиазма покупателям не прибавило, тем более, что у машины вернулась на место любимая «точка катастрофы», одинарное переднее колесо, разрыв которого на скорости грозил суровыми неприятностями. В общем, это изделие тоже продать не удалось…
А вот это — немецкий потомок Oktoauto. Созданный где-то в 30-х годах прошлого века автомобиль, по замыслу конструктора, должен был показывать чудеса комфорта и проходимости, особенно на слабых грунтах, включая песок. Да и динамика обещала быть запредельной, — ведь у машины, в отличие от Oktoauto ведущими были все четыре задних колеса. Т.е., стартовать, наверное, удавалось бы и без пробуксовки.
Не забыл педантичный немец и про управляемость. То ли он был в курсе проблем с поворотами у американского предшественника, то ли сам сообразил, — но вторая пара колес у его машины тоже поворачивала, но на несколько меньший, чем первая, угол. В общем, — все хорошо? Как бы не так, была бы тогда машинка у меня представлена. Цена у нее оказалась совершенно несуразной, а в части проходимости начавшие появляться на горизонте массовой доступности полноприводные автомобили все равно этого мутанта превосходили, хотя и имели всего 4 колеса.
По материалам http://strangernn.livejournal.com/